Игры
на развитие мелкой моторики рук
Систематические
упражнения по тренировке движений
пальцев рук оказывают стимулирующее
влияние на развитие речи. Это доказано
рядом исследователей (М.И. Кольцова,
Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.).
Работу по развитию мелкой моторики рук
желательно проводить систематически,
уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой
целью могут быть использованы разнообразные
игры и упражнения.
Для формирования
тонких движений пальцев рук могут быть
использованы игры с пальчиками,
сопровождаемые чтением народных стихов.
«Сидит
белка...»
Сидит белка на тележке,
Продает она
орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке
усатому.
Взрослый и ребенок при помощи
левой руки загибают по очереди пальцы
правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и
мальчики
(пальцы рук соединяются в
"замок").
Мы с тобой подружим
маленькие пальчики
(ритмичное касание
одноименных пальцев обеих рук).
Раз,
два, три, четыре, пять
(поочередное
касание одноименных пальцев, начиная
с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы
закончили считать
(руки вниз, встряхнуть
кистями).
"Дом
и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну
а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы
ворота открываем (ладони разворачиваются
параллельно друг другу),
В этот домик
приглашаем ("дом").
Наряду с
подобными играми могут быть использованы
разнообразные упражнения без речевого
сопровождения.
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного пальцев и мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами
левой руки;
те же движения производить
одновременно пальцами правой и левой
руки.
"Пальцы
здороваются"
Соединить пальцы обеих рук "домиком".
Кончики пальцев по очереди хлопают друг
по другу, здороваются большой с большим,
затем указательный с указательным и
т.д.
"Оса"
выпрямить указательный палец правой
руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
"Человечек"
указательный и средний пальцы "бегают"
по столу;
те же движения производить
пальцами левой руки;
те же движения
одновременно производить одновременно
пальцами обеих рук ("дети бегут
наперегонки");
"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец
правой руки;
то же упражнение выполнить
пальцами левой руки;
то же упражнение
выполнять одновременно пальцами обеих
рук;
"Очки"
образовать два кружка из большого и
указательного пальцев обеих рук,
соединить их;
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний
пальцы правой руки, а кончики безымянного
пальца и мизинца соединить с кончиком
большого пальца;
то же упражнение
выполнить пальцами левой руки;
то же
упражнение выполнять одновременно
пальцами обеих рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе,
широко расставить пальцы;
"Птички
летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе
тыльной стороной, производить движения
вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание
пальцев"
поочередно сгибать пальцы правой
руки, начиная с большого пальца;
выполнить
то же упражнение, только сгибать пальцы,
начиная с мизинца;
выполнить два
предыдущих упражнения пальцами левой
руки;
согнуть пальцы правой руки в
кулак, поочередно выпрямлять их, начиная
с большого пальца;
выполнить то же
упражнение, только выпрямлять пальцы,
начиная с мизинца;
выполнить два
предыдущих упражнения пальцами левой
руки;
"Бочонок
с водой"
согнуть пальцы левой руки в кулак,
оставив сверху отверстие;
"Миска"
пальцы обеих рук слегка согнуть и
приложить друг к другу;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев
правой и левой рук;
"Магазин"
руки в том же положении, что и в
предыдущем упражнении, только указательные
пальцы расположить в горизонтальном
положении перед крышей;
"Цветок"
руки в вертикальном положении, прижать
ладони обеих рук друг к другу, затем
слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Корни
растения"
прижать руки тыльной стороной друг
к другу, опустить пальцы вниз;
одновременно
поворачивать кисти рук вверх ладонями
- тыльной стороной, сопровождая движения
стихотворным текстом: "Бабушка печет
блины, очень вкусные они";
кисти
рук одновременно сжимать в кулак -
разжимать, при каждом движении кулаки
и ладони класть на стол;
положить
кисти рук на стол: одна рука сжата в
кулак, другая раскрыта. Одновременно
поменять положения.
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки
последовательно сменяют друг друга.
Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем
левой, далее обеими руками.
Описанные
выше игры и упражнения обеспечивают
хорошую тренировку пальцев, способствуют
выработке изолированных движений,
развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют
также:
Занятия с пластилином, глиной,
соленым тестом, мелким строительным
материалом, конструктором;
Нанизывание
бус, бисероплетение;
Выкладывание из
спичек рисунков, букв, складывание
колодцев;
Одновременно левой и правой
рукой складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв,
геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным
линиям;
Массаж рук.
Проводится
сначала на одной руке, затем на другой.
Разминание пальцев: интенсивные
круговые движения вокруг каждого пальца
Упражнение
"Сорока-белобока"
Интенсивные движения большого пальца
вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
Сгибание-разгибание всех пальцев
одновременно
Сгибание-разгибание
руки в кистевом суставе
Интенсивное
растирание каждого пальца
Точечный
массаж каждого пальца между фалангами
с боковых и фронтально-тыльных сторон
"Пальцы
ложатся спать"
Поочередное загибание пальцев, затем
их одновременное выпрямление в
сопровождении стихотворения:
Этот
пальчик хочет спать,
Этот пальчик
прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик,
не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали
пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
"Пальчики
здороваются"
Повторить первое упражнение.