Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Кризис трех лет
Кризис
3-х лет
Наконец-то
вашему ребенку ровно три. Он уже почти
самостоятельный: ходит, бегает и
разговаривает... Ему многое можно доверить
самому. Ваши требования непроизвольно
возрастают. Он во всем пытается помочь
вам. И вдруг... вдруг... С вашим любимцем
что-то происходит. Он меняется прямо на
глазах. И самое главное - в худшую сторону.
Как будто кто-то подменил ребенка и
вместо уступчивого, мягкого и податливого,
как пластилин, человечка, подсунул вам
вредное, своенравное, упрямое капризное
существо.
- Мариночка, принеси,
пожалуйста, книгу, - ласково просит
мама. - Не плинесу, - твердо отвечает
Маринка. - Дай, внученька, я тебе помогу,
- как всегда, предлагает бабушка. - Нет,
я сама, - упрямо возражает внучка. -
Пойдем погуляем. - Не пойду. - Иди
обедать. - Не хочу. - Послушаем сказку. -
Не буду...
И так весь день, неделю,
месяц, а иногда и год, ежеминутно,
ежесекундно... Как будто в доме уже не
малыш, а "нерво-трепало" какое-то.
Отказывается от того, что ему всегда
очень нравилось. Все делает всем назло,
во всем проявляет непослушание, пусть
даже в ущерб собственным интересам. А
как обижается, когда пресекают его
шалости... Любые запреты перепроверяет.
То пускается в рассуждения, то, вообще,
перестает говорить... Вдруг отказывается
от горшка... словно робот, запрограммировано,
недослушав вопросы и просьбы, отвечает
всем: "нет", "не могу", "не
хочу", "я не буду". "Когда
кончатся наконец это сюрпризы? -
переспрашивают родители. - Что делать
с ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям..
Все хочет сам, а еще не умеет". "Неужели
мама и папа не понимают, что их помощь
мне не нужна?" - думает малыш, утверждая
свое "я". - "Неужели они не видят,
какой я умный, какой красивый! Я самый
лучший!" - любуется сам собой ребенок
в период "первой любви" к себе,
испытывая новое головокружительное
чувство - "Я сам!" Он выделил себя
как "Я" среди множества окружающих
его людей, противопоставил себя им. Он
хочет подчеркнуть свое отличие от
них.
- "Я сам!" - "Я сам!" -
"Я сам"...
И это утверждение
"Я-системы" - основа личности к
концу раннего детства. Прыжок от реалиста
к фантазеру завершается "возрастом
упрямств". Упрямством можно превратить
свои фантазии в реальность и отстоять
их. В 3 года дети ожидают от семьи уже
признания независимости и самостоятельности.
Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили,
чтобы посоветовались с ним. И он не может
ждать, что это будет когда-нибудь в
дальнейшем. Он просто еще не понимает
будущего времени. Ему все надо сразу,
немедленно, сейчас. И он пытается любой
ценой завоевать самостоятельность и
самоутвердить себя в победе, пусть даже
приносящей неудобства из-за конфликта
с близкими людьми. Возросшие потребности
трехлетнего ребенка уже не могут быть
удовлетворены и прежним стилем общения
с ним, и прежним образом жизни. И в знак
протеста, отстаивая свое "я", малыш
ведет себя "вопреки родителям",
испытывая противоречия между "хочу"
и "надо". Но ведь мы говорим о
развитии ребенка. А всякому процессу
развития, помимо медленных перемен,
свойственны и скачкообразные
переходы-кризисы. На смену постепенным
накоплениям изменений в личности ребенка
приходят бурные переломы - ведь невозможно
повернуть развитие вспять. Представьте
себе цыпленка, еще не вылупившегося из
яйца. Как безопасно ему там. И все-таки
хоть инстинктивно, но он разрушает
скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе
он просто задохнулся бы под ней. Опека
наша для ребенка - та же скорлупа. Ему
тепло, ему уютно и безопасно быть под
ней. В какой-то миг она ему необходима.
Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и
вдруг приходит срок, когда он сознает,
что скорлупа мешает росту. Пусть рост
болезненный... и все-таки ребенок уже не
инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает
"скорлупу", чтоб испытать превратности
судьбы, познать непознанное, изведать
неизведанное. И главное открытие -
открытие себя. Он независим, он все
может. Но... в силу возрастных возможностей
малыш никак не может обойтись без матери.
И он за это сердится на нее и "мстит"
слезами, возражениями, капризами. Свой
кризис он не может утаить, тот, словно
иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен
только против взрослых, которые все
время рядом с ним, ухаживают за ним,
предупреждают все его желания, не замечая
и не понимая, что он уже все может делать
сам. С другими взрослыми, со сверстниками,
братьями и сестрами ребенок даже и не
собирается конфликтовать. По мнению
психологов, малыш в 3 года переживает
один из кризисов, окончание которого
знаменует новый этап детства - дошкольное
детство. Кризисы необходимы. Они как
движущая сила развития, своеобразные
ступеньки его, этапы смены ведущей
деятельности ребенка. В 3 года ведущей
деятельностью становится ролевая игра.
Ребенок начинает играть во взрослых и
подражать им. Неблагоприятным
последствием кризисов является повышенная
чувствительность мозга к воздействиям
окружающей среды, ранимость ЦНС в связи
с отклонениями в перестройке эндокринной
системы и метаболизма. Иначе говоря,
кульминационный момент кризиса - это и
прогрессивный, качественно новый
эволюционный скачок, и неблагоприятный
для состояния здоровья ребенка
функциональный дисбаланс. Функциональный
дисбаланс поддерживается также бурным
ростом тела ребенка, увеличением его
внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные
возможности детского организма
уменьшаются, дети более подвержены
заболеваниям, особенно нервно-психическим.
В то время как физиологические и
биологические перестройки кризиса не
всегда обращают на себя внимание,
изменения в поведении и характере малыша
заметны всем.
Как
надо вести себя родителям в период
кризиса ребенка 3-х лет:
По тому, на кого
направлен кризис ребенка 3-х лет, можно
судить о его привязанностях. Как правило,
в центре событий оказывается мать. И
главная ответственность за правильный
выход из этого кризиса возлагается на
нее. Запомните, что малыш страдает от
кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный
этап в психическом развитии ребенка,
знаменующий переход на новую ступеньку
детства. Поэтому, если вы увидели, что
очень резко изменился ваш любимец, и не
в лучшую сторону, постарайтесь выработать
правильную линию своего поведения,
станьте более гибкими в воспитательных
мероприятиях, расширяйте права и
обязанности малыша и в пределах разумного
дайте вкусить ему самостоятельность,
чтобы насладиться ею. Знайте, что
ребенок не просто не соглашается с вами,
он испытывает ваш характер и находит в
нем слабые места, чтобы воздействовать
на них при отстаивании своей независимости.
Он по нескольку раз в день перепроверяет
у вас - действительно ли то, что вы
запрещаете ему, запрещено, а может быть
- можно. И если есть хоть малейшая
возможность "можно", то ребенок
добивается своего не у вас, так у папы,
у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это
на него. А лучше сбалансируйте правильно
поощрения и наказания, ласку и строгость,
не забывая при этом, что "эгоизм"
ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто
иной приучили его к тому, что любое его
желание - как приказ. И вдруг - что-то
почему-то нельзя, что-то запрещено, в
чем-то отказывают ему. Мы изменили
систему требований, а почему - ребенку
трудно понять. И он в отместку твердит
вам "нет". Не обижайтесь за это на
него. Ведь это ваше обычное слово, когда
вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает вам. Поэтому,
когда желания малыша намного превосходят
реальные возможности, найдите выход в
ролевой игре, которая с 3-х лет становится
ведущей деятельностью ребенка. К
примеру, ваш ребёнок не хочет кушать,
хотя голодный. Вы не упрашивайте его.
Накройте стол и посадите на стульчик
мишку. Изобразите, будто мишка пришел
обедать и очень просит малыша, как
взрослого, попробовать, не слишком ли
горячий суп, и, если можно, покормить
его. Ребенок, как большой, садится рядом
с игрушкой и незаметно для себя, играя,
вместе с мишкой съедает полностью
обед. В 3 года самоутверждению ребенка
льстит, если вы звоните лично ему по
телефону, шлете письма из другого города,
просите его совета или делаете ему
какие-нибудь "взрослые" подарки
типа шариковой ручки для письма. Для
нормального развития малыша желательно
во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок
ощущал, что все взрослые в доме знают,
что рядом с ними не малыш, а равный им
товарищ и друг.
|